Расширение границ Санкт-Петербурга и активная застройка новых районов поставили остро вопрос транспортной доступности жилых комплексов. Как правило, девелоперы не берутся за строительство крупных магистралей, однако прокладывают десятки километров дорог внутри кварталов. Для покупателей квартир одним из важнейших факторов при выборе новостройки остается близость станции метро.
Близость метро — главное преимущество
Для подавляющего большинства горожан транспортная доступность новостроек в первую очередь оценивается относительно станций метрополитена. Если от дома можно дойти до метро пешком за 15-20 минут, это автоматически прибавляет к стоимости квадратных метров премию в 20-30%.
Как правило, рядом со станциями возводятся проекты комфорт-класса и выше. Причина в том, что несмотря на рост автомобилизации, поездка в час пик на метро по-прежнему занимает меньше времени. До центра из любой точки города можно добраться за 30-40 минут.
Идеальное расстояние до метро по мнению экспертов — 7-10 минут пешком или около 2 км. Однако таких участков осталось немного. Реальная транспортная доступность сегодня — это до 15 минут пешком или 2,5 км.
Важность общественного транспорта
Если рядом нет метро, покупатели обращают внимание на другие виды общественного транспорта — автобусы, троллейбусы, трамваи. Главное — наличие оборудованных остановок и удобные маршруты. В новых районах зачастую ходит только один вид транспорта, но и это уже ценится покупателями.
Иногда застройщики самостоятельно организуют трансфер от домов до ближайших станций метро, пока не налажено движение общественного транспорта. В дальнейшем маршруты появляются по мере заселения новых домов.
Участие застройщиков в создании дорог
В последние годы сложилась практика, когда девелоперы помимо жилья возводят и элементы транспортной инфраструктуры — дороги, развязки, остановки. Это могут быть подъездные пути, соединяющие дома с городскими магистралями, продление существующих улиц, строительство новых развязок.
У крупных застройщиков имеется солидный опыт в проектировании и строительстве дорог. Например, в активе одной из компаний 25 км построенных автомагистралей. Другая реализовала проекты общей протяженностью 8,5 км.
Третий застройщик возводит дороги районного и общегородского значения в рамках своих проектов общей длиной около 8 км. К заселению очередных домов планируется сдать еще 2 новые магистрали.
Согласование с городскими службами
Развитие улично-дорожной сети закладывается в генплане Санкт-Петербурга. Строительство согласовывается с профильными службами и должно соответствовать действующим нормативам. Готовые объекты инфраструктуры передаются на баланс города.
Полный цикл от проектирования до запуска дороги занимает около 3 лет. На сами строительно-монтажные работы уходит порядка года в зависимости от масштаба проекта. Дороги оснащаются камерами, подключенными к общегородской системе мониторинга транспорта.
Таким образом, застройщики играют важную роль в создании комфортной инфраструктуры для жителей возводимых ими жилых комплексов. А власти координируют эту деятельность в рамках общей транспортной концепции города.
Проблема несинхронизированного строительства
Идеальный вариант — сначала прокладывать инженерные сети и дороги, потом возводить жилые дома. Однако на практике часто все происходит в обратном порядке. Жители новостроек вынуждены мириться с неудобствами, пока не появится необходимая инфраструктура.
Хотя со временем ситуация нормализуется, изначально никто не может сказать, сколько это займет времени. Люди переезжают в новые дома, а транспортная доступность оставляет желать лучшего. Приходится пробираться через грязь и узкие дороги, заставленные машинами.
Для решения этой проблемы необходимо перспективное планирование на уровне города еще до начала застройки территории. Комплексный подход позволит создать комфортную инфраструктуру для нового района уже на ранних этапах.
Значение для рынка недвижимости
Транспортная доступность — ключевой фактор для покупателей квартир. Близость метро и удобные маршруты наземного транспорта существенно повышают стоимость и востребованность новостроек.
В условиях растущей конкуренции девелоперы вынуждены уделять этому аспекту пристальное внимание. Строительство собственных дорог, остановок, развязок — вклад в повышение привлекательности проектов.
Власти также заинтересованы в системной работе по улучшению транспортной инфраструктуры в новых районах. От этого зависит общий уровень комфорта городской среды и качество жизни петербуржцев.
Таким образом, решение проблем транспортной доступности требует слаженных действий и взвешенного подхода со стороны всех участников градостроительного процесса. Это ключ к созданию современных и перспективных районов, привлекательных для проживания.